«Вузовское» образование вступает в новую эру

0
90

Дистанционное обучение уже стало частью жизни современного студента. Теперь нужно научиться использовать все его возможности.

Мир меняется стремительно, к специалистам предъявляются все более жесткие требования, рынок труда неохотно принимает молодых людей со «старым» образованием. Такая ситуация заставляет высшие учебные заведения изменять подходы к образованию, искать способы внедрения различных инноваций. Коронавирус заставил вузы активнее внедрять дистанционный формат обучения.

При этом пандемия не только стала причиной перехода на дистант, она создала огромное поле возможностей для развития образования в онлайне. Такой возможностью стало дистанционное обучение, которое изначально внедрялось с огромным скрипом. Нехватка гаджетов, неумение как студентов, так и профессоров работать в онлайн-режиме, расслабленный подход к занятиям и отсутствие грамотных обучающих курсов – все это сильно тормозило процесс работы. Примерно как в известном фильме «Двенадцать стульев»: «Отовсюду нам были слышны стоны».

Но когда все участники учебного процесса поняли, что, так или иначе, но к дистанционному обучению придется привыкать, началась адаптация к такому формату, а в дальнейшем – и поиск плюсов в виртуальной учебе, которых оказалось намного больше, чем минусов. Безусловно, недостатки у «удаленки» есть и сегодня, более того: они будут существовать всегда. Но плюсы при грамотном подходе учебных заведений и самих студентов также продолжат эти минусы перевешивать.

Плюсы есть

Главным достоинством дистанционного образования является то, что обучаться можно абсолютно в любом месте. И если вузовские профессора еще могут предъявлять требования ко времени проведения занятий, то полноценное онлайн-образование или специализированные курсы можно проходить в любое время дня и ночи. Более того: всегда можно прослушать сложную лекцию или даже курс второй раз, вернуться к материалу и пересмотреть его.

Удаленное образование стоит дешевле очного. При таком варианте иногородним не нужно оплачивать съемное жилье, сами курсы стоят меньше, чем очные занятия. Онлайн-студентам часто предоставляют скидки или стипендии. Кстати, и болезнь уже не становится причиной для невозможности учиться: к примеру, если студент сломал ногу, он вполне способен полноценно получать знания лежа в собственной кровати.

Поступить в институт можно не только в другом городе, но и в другой стране, куда в условиях пандемии не особенно доберешься. Если же учебная программа по какой-то причине нуждается в корректировке, это тоже сегодня довольно легко решаемая задача – нужен лишь тот же интернет для связи с вузом. Программу по заявлению студента учебное заведение вполне может изменить, усложнив ее или, напротив, облегчив.

Особое место тут занимает взаимодействие с работодателем. Не считая того, что получить образование можно по нескольким профессиям одновременно, учиться дистанционно вполне можно без отсутствия на рабочем месте. Вполне можно и работать, и получать практику, которая пригодится в дальнейшем профессиональном плане. Кроме того, можно успешно трудоустроиться, не уезжая из своего города.

Поговорим и о минусах

Самым главным из них является мотивация, точнее ее отсутствие. Если, придя на очные занятия, даже в полудреме на последней парте студент, так или иначе, все равно запомнит часть материала, его спросит преподаватель или придется читать учебник, часть знаний все равно мимо не пройдет. Дома же всегда есть соблазн вместо лекции посмотреть кино или пообщаться в соцсетях. Здесь, конечно, многое зависит от личных качеств студентов: все же в вузы приходят взрослые люди, которые должны осознанно подходить к образованию.

Важной проблемой сегодня остается низкая техническая оснащенность большого количества российских семей. Для нормального обучения необходим как минимум стабильный интернет, который в отдаленных районах или деревнях попросту отсутствует, хотя власти понимают проблему и связь налаживается сегодня даже в самых отдаленных точках российских регионов.

Негативной стороной «дистанта» остается неумение отдельных преподавателей выстроить учебные занятия и процесс проверки знаний. Справедливости ради, надо сказать, что этот минус постепенно сходит на нет, а вузы достаточно жестко контролируют ситуацию.

Важнее другое: дистанционное образование пока еще вызывает мало доверия у части работодателей. И если дипломы вузов пока выглядят однотипно — неважно, онлайн или оффлайн обучался студент, то, к примеру, сертификаты онлайн-курсов ценятся не так, как дипломы. Есть и другая сложность: например, при использовании платных платформ нет возможности осуществить перезачет сданной дисциплины в вузе.

Образование становится цифровым

Хорошо это или плохо, но высшее образование в своем старом формате, когда студенты собираются в одном здании и слушают преподавателей, устаревает. Студентам важно уметь получать знания онлайн. На помощь им сегодня приходят цифровые образовательные платформы – как российские, так и зарубежные. В их числе, например, Coursera, Skillbox, Geekbrains, «Нетология», «Лекториум».

О поддержке российских студентов достаточно давно, еще задолго до пандемии, начали задумываться и на государственном уровне. Например, с 2016 года работает государственная информационная система (ГИС) «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). Это система «одного окна», которая включает в себя более 30 онлайн-платформ и дает возможность студентам сохранять результаты освоения онлайн-курса в своем цифровом портфолио.

По сути, СЦОС — это единая витрина сервисов российского высшего образования. Сегодня, как правило, каждый вуз размещает свои онлайн-курсы на собственных сайтах или платформах. К сожалению, студенты, которые не являются слушателями данного вуза, получить доступ ко всей информации довольно непросто, а иногда и невозможно. Как непросто получить и подтвердить факт обучения и осуществить перезачет предметов в другом вузе.

И СЦОС при помощи единой аутентификации дает возможность потенциальным слушателям выбрать любой подходящий ему курс, а также перезачесть уже сданные предметы. Система берет на себя проведение оценки качества онлайн-курсов, создает рейтинги и помогает сформировать цифровое портфолио для предоставления его в другие образовательные организации, а в дальнейшем — работодателям.

СЦОС рейтингует вузы и курсы, проверяя их на соответствие установленным требованиям к качеству, чтобы людям было легче ориентироваться в многообразии предлагаемых вариантов.

Уже сегодня понятно, что когда бы ни закончилась пандемия, дистанционный формат обучения останется с нами навсегда. И если школьникам гораздо сложнее его использовать, студентам вузов и специалистам просто в силу возраста перейти на новые технологии значительно легче и проще. Так что желающим повысить свою профессиональную подготовку и учащимся высших учебных заведений нужно привыкать к онлайн-формату и максимально использовать его возможности.

Автор: Виткин Владимир Владимирович, заместитель начальника департамента открытого образования ИТМО, ответственный исполнитель разработки ГИС СЦОС