Старый маршрут. Поезд до Покровского-Стрешнева

0
49

Страшно, когда умирают люди. Печально, когда гибнут дома, строения, уникальные уголки, ветшают раритеты. От них тянутся исторические нити к прошлому. Они рвутся, и восстанавливать их некому…

Платформа Покровское-Стрешнево Рижской железной дороги перестала принимать пассажиров. Она закрылась навсегда. Менее чем в километре от станции открылась новая платформа МЖД – Щукинская, с пересадкой на одноименную станцию метро. Еще ближе – станция Стрешнево МЦК.

Старинная станция, у путепровода Волоколамского шоссе над железнодорожными путями, построенная на заре ХХ века, была музейным экспонатом без музея. Сейчас здесь царит безлюдье, погруженное в пронзительную тишину. Лишь на считаные секунды пространство наполняется шумом поездов, пролетающих мимо. На взгорье – очертания небольшого здания с резной башенкой…

В начале минувшего столетия здесь был целый вокзал. Гудели и дымили паровозы, вливались и выливались из вагонов толпы пассажиров. Сияли огни на перроне и в буфете. Подкатывали к низкой платформе автомобили, стучали колеса пролеток. По вечерам на веранде изящного павильона ожидания давали концерты.

В стародавние времена на российские вокзалы люди приходили встречать и провожать вечерние поезда: поглазеть на пассажиров – наряженных дам, франтов, бравых офицеров, выходивших на платформу. В той традиции теплилась робкая надежда – хорошо бы и нам укатить в дальние края или завести романтическое знакомство.

Звенел звонок, и поезд уносился в даль. Но оставшиеся на перроне люди не уходили, а с мечтательной грустью всматривались в темноту, где таяло красное пятно фонаря последнего вагона…

Архитектурный ансамбль в стиле модерн – два бело-красных домика на станции Покровское-Стрешнево – открыли летом 1908 года. Одно строение было с полукруглой крышей, другое – с резной с башенкой. На свое творение горделиво посматривал солидный господин, автор проекта – 38-летний петербургский зодчий Станислав Бржозовский.

Несколько слов об этом господине. Он – выпускник Императорской академии художеств, академик архитектуры, автор проектов Виндавского – позже Балтийского, Ржевского, а ныне Рижского вокзала и других станций этого направления, Витебского вокзала и Международного коммерческого банка в Санкт-Петербурге. По замыслу Бржозовского также были построены вокзал и сортировочная станция в Царском Селе.

Спустя год к станционному комплексу Покровское-Стрешнево архитектор добавил тот самый изящный павильон, где пассажиры ожидали поезда. По лестницам они спускались к путям для посадки в вагоны.

…Гремела музыка. Бржозовский и княгиня Евгения Шаховская-Глебова-Стрешнева, владелица огромного имения, церемонно приветствовали друг друга. В бокалах пенилось шампанское, слышались радостные возгласы гостей, среди которых были именитые особы…

Предыстория этого события такова: В 1905 году княгиня подписала с архитектором контракт на строительство архитектурного комплекса станции Покровское-Стрешнево. Возможно, владелица имения была поклонницей творчества Бржозовского. И он оправдал ожидания княгини, спустя три года выдав очередной шедевр.

Между прочим, княгиня сначала противилась прокладке чугунки через свое имение – даже грозилась его продать. Но очень скоро поняла, что опасения были напрасны. Более того, это был подарок судьбы!

Окрестности имения были густо заселены дачниками – среди них числилось немало солидных, состоятельных. Словом, Покровское было что-то вроде нынешней Рублевки. Раньше дамы и господа добирались на извозчике из села Всехсвятского (сейчас это территория районов «Аэропорт» и «Сокол»), теперь можно было прикатить на природу в удобном вагоне.

С появлением станции число отдыхающих возросло. Взметнулись и цены – чтобы снять дачу на лето в том же 1908 году, надо было выложить две тысячи целковых – сумма по тем временам внушительная.

В том же 1908 году в Покровском-Стрешневе произошло еще одно событие: предприниматель А.И. Бузинков провел сюда автобусное сообщение от Семеновской заставы мимо Измайловского зверинца и Петровского парка. Пассажиров оказалось так много, что, как писали газеты, «среди них происходят иногда споры об очереди, потребовавшие даже вмешательства полиции». Казалось, автобус станет конкурентом железной дороги…

Но этого не произошло. Путешествие в вагоне пригородного поезда было недолгим и удобным, к тому же маршрут «омнибусов-моторов» вскоре был закрыт. Импортные машины фирмы «Лаурин и Клемент» не выдержали поездок по разбитым пригородным дорогам.

И снова о Бржовском. Самое яркое его творение – Виндавский, ныне Рижский, вокзал. Его возведение началось в 1898 году по высочайшему указу Николая II. Открытие состоялось 11 сентября 1901 года, и было торжественным: большую площадь выровняли и замостили, в центре разбили сквер, высадив кустарник и цветы. После специального молебна по новым рельсам загрохотал поезд до города Виндавы (ныне Вентспилс). Общая протяженность путей в этом направлении составила порядка 2453 километров.

Новый московский вокзал поражал внешним видом – наружным фасадом в псевдорусском стиле и центральной частью с крытым крыльцом. Техническое оснащение было передовым для того времени – имелась даже собственная электростанция, освещавшая помещения и платформы. Виндавский быстро завоевал популярность – до революции 1917 года он занимал первое место по объему пассажиропотока среди российских вокзалов.

Однако вокзал не был приспособлен для одновременного размещения большого количества путешественников, а с извозчиками были очевидные трудности. Их приходилось нанимать далеко отсюда – в Всехсвятском. Однако не все «водители лошадей» соглашались ехать на окраину Москвы, а именно таким местом был Виндавский вокзал, расположенный между линией Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги и Лазаревским кладбищем.

Вернемся в Покровское-Стрешнево. Оно и при Советской власти оставалось чудесным уголком природы. В справочнике-путеводителе «Дачи и окрестности Москвы», изданном в 1935 году, говорилось: «…Покровское-Стрешнево связано с Москвой трамваем № 18 и троллейбусом № 1. В поселке, заселенном круглый год, дачи не сдаются.

Прекрасный сосновый лес, сухая песчаная почва и близость Москвы-реки с хорошим пляжем сделали Покровское-Стрешнево любимым местом прогулок и однодневного отдыха москвичей».

В середине 50-х годов прошлого века руководство Московской железной дороги решило законсервировать комплекс «Покровское-Стрешнево». С расширением путей станцию перенесли непосредственно на платформу.

Старинное каменное здание оказалось не нужным, двери в нем наглухо заколотили. Много лет оно стояло безжизненное, словно поблекшая красавица, растерявшая былых поклонников. От соседнего строения и вовсе не осталось следов. Так же, как и от деревянного павильона…

Сохранились остатки станционного комплекса. Внешне домик по-прежнему крепок, фундамент не потрескался. Между прочим, несколько лет назад железнодорожное начальство столицы вынашивало идею реставрации уникального здания у платформы Покровское-Стрешнево. Здесь должны были обосноваться специалисты службы пассажирских перевозок. Но этого не произошло. А потом случилось то, что описано в начале этого грустного эссе.