Российские философы представили новую стратегию обучения молодых ученых

0
108

Российские философы представили на международном уровне новую стратегию обучения молодых ученых и аспирантов, работающих в области естественных наук.

В престижном научном журнале «Science and Education» (Science and Education Contributions from History, Philosophy and Sociology of Science and Mathematics. Журнал из первого квартиля базы данных Scopus) вышла статья российских ученых. Материал получил высокие оценки международных экспертов.

Статья «Expert Text Analysis in the Inclusion of History and Philosophy of Science in Higher Education» написала профессором философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Галиной Сориной в соавторстве с кандидатом философских наук, кандидатом физико-математических наук, научным сотрудником Национальной ускорительной лаборатории им. Э. Ферми (США) Виталием Пронских.

Исследователи представили в рамках дисциплины «История и философия науки» факультативный курс по философии научного эксперимента (на примере анализа эксперимента в современной физике) для молодых ученых и аспирантов, работающих в области естественных наук.

Курс носит прагматический характер и отвечает потребностям актуальной научной практики. Методологические проблемы Большой науки, и, в частности, физики высоких энергий, являются одними из центральных тем курса.

Сотрудничество в области научного эксперимента, первоначально ограниченное небольшой группой участников, с конца первой трети ХХ века становится все более сложным. Современный научный эксперимент, в первую очередь в области физики высоких энергий, представляет собой сложное социокультурное явление, поскольку он предполагает организованное и самоорганизующееся взаимодействие сотен и тысяч специалистов.

В то же время публикация в «Science and Education» (https://rdcu.be/cxZdH) познакомила мировое научное сообщество с многолетними разработками профессора Г. В. Сориной в области развития критического мышления и практики применения запатентованной авторской Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ). МЭАТ направлена на развитие навыков критического мышления и создание междисциплинарного дискуссионного пространства, стимулирующего научный поиск.

«Для ученого очень важны навыки аналитической работы с концепциями, суждениями, выводами, запросами, а также умение оценивать те же навыки у других и способность выявлять и анализировать различные типы ошибок. МЭАТ развивает все эти навыки и показывает, как они работают в командах. Командная работа особенно важна в развитии современной Большой науки», − рассказывает Галина Сорина.

Согласно профессиональному заключению международных экспертов, стратегия обучения молодых ученых с применением Методологии экспертного анализа текста эффективно готовит студентов и аспирантов к совместной работе в области Большой науки.