Фото: Олег УКЛАДОВ
Статистика неумолима: каждое второе ДТП в России связано с гололедицей на дорогах. И если в Европе эта проблема решена, там в основном обрабатывают дорогу противогололедными реагентами, то у нас регулярно идут споры: давайте посыпать песком или просто чистить. К чему привел отказ от реагентов в ряде регионов, разбиралась редакция КП.
В разное время ряд регионов — Челябинск, Красноярск и Петербург — вышли на эксперимент по механической уборке снега. Так, Северная столица в течение трех сезонов вместо реагентов на дорогах применяла только пескосоляную смесь. Статистика оказалась печальной — доля ДТП с причиной «неудовлетворительные условия содержания и обустройства дорог» выросла в несколько раз, а еще добавились постоянные пылевые бури. В итоге этой зимой Петербург закупил 100 тысяч тонн реагентов.
В Красноярске с нового года количество ДТП из-за скользких дорог выросло с 400 до 600 по сравнению с 2019 годом. В ГИБДД требуют от дорожников вернуть реагенты, которые город решил на пару месяцев не применять, чтобы посмотреть, что будет. Безопасные дороги — чистые дороги. Круглогодичный черный асфальт — это общемировой стандарт, закрепленный и в России в ГОСТ Р 50597.
Чтобы соблюдать данное требование, в городах нашей страны дорожные службы внедряют общемировую практику уборки — с использование материалов, которые позволяют снегу не смерзаться, а оставаться талым и рыхлым, пока его не сметут. Без добавления этих средств снег за пару часов превращается в плотную ледяную корку.
Еще один плюс использования современных антигололедных средств — оперативность. Норма расхода реагентов в 7 — 10 раз ниже, чем пескосоляной смеси. Одним парком техники можно обработать больше улиц за один раз. И сделать это можно заранее — до выпадения осадков. Главным залогом успеха являются — правильное дозирование и прометание талого снега. Не везде удается сразу настроить технику, сыпать «по технологии», привыкнуть обрабатывать дороги до осадков и сметать после. Чтобы вывезти всю многолетнюю грязь, скопившуюся за годы использования песка, требуются время и комплекс мер.
Москве понадобилось несколько лет полного запрета на пескосоляные смеси, устройство моек для грузовиков со строек, правильную организацию газонов и переход на реагенты не только в столице, но и вокруг нее, чтобы в городе стало чище. Специальный штаб сообщает, когда будут осадки и сколько сыпать в граммах антигололедных средств на дороги. И такая кропотливая организация дала свои плоды. Столица, являясь самым густонаселенным и наиболее интенсивным по движению мегаполисом в России, имеет самый низкий уровень зимних аварий и травматизма пешеходов.