У большинства детей, пришедших в первый класс, уже есть опыт адаптации к детскому коллективу, полученный в детском саду. Но школьная реальность несколько отличается. Здесь нет прогулок, долгих игр, мягкого режима и постоянной помощи воспитателя. Школа встречает своих новых воспитанников новыми требованиями и более жестким режимом, к которому надо приспосабливаться.
Адаптация к школе зависит от ряда факторов:
• уровня сформированной учебной мотивации;
• личных особенностей ребенка;
• соответствие подготовленности ребенка в зависимости от типа учебного заведения и сложности программ обучения;
• поддержка значимых взрослых и другие частные факторы.
Новому школьнику необходимо выстроить отношения с учителем и детским коллективом, понимать и выполнять условия классной дисциплины, ответственно относиться к новым учебным обязанностям. Но не все дети с готовностью вливаются в новую школьную жизнь. И речь здесь идет не столько об интеллектуальном развитии. Многим детям просто трудно подчиниться к требованиям школьного режима, и справляться с нагрузками, к которым обязывает обучение в школе. Причем не всегда это будет проявляться в открытом бунте, в неприятии правил и условий. В большинстве случаев школьная дезадаптация проявляется вторичными признаками:
• жалобы на усталость;
• нарушение сна;
• капризность, которая может проявляться по поводам не связанным со школой;
• снижение аппетита;
• головные боли;
• психологические проблемы (возникновение чувства страха, вины, агрессия и др.)
Как помочь ребенку?
В результате дезадаптации малыш испытывает совокупность негативных эмоций, поэтому первая помощь в этом случае заключается в восстановлении положительного восприятия жизни в целом. Когда ребенок находится в плену своих переживаний, ощущает себя не достойным, не полноценным участником школьного процесса, смириться с новой реальностью ему будет невозможно. Поэтому так важно оказать ему в этот момент эмоциональную поддержку. Не стоит ругать его за неудачи, ведь он и так переживает за них. Нельзя сравнивать его с неким эталоном или более успешными учениками – это обесценивает его личные достижения. Следует хвалить за любое достижение и улучшение. Показывать ребенку уверенность в том, что у него все получится. Если он сегодня чему-то смог научиться, то в дальнейшем научится и остальному. Поощрять не за оценки, а за старание. Так ребенку можно дать понять, что родители понимают, с какими трудностями он сейчас столкнулся, и ценят его стремление преодолеть их.
Если ребенок категорично, демонстративно не принимает никаких требований и устраивает истерики, в ответ на предложение сделать уроки, необходимо наказание. И единственным приемлемым наказанием здесь может быть лишение общения. Но важно при этом сохранять спокойствие и дать понять ребенку, какой именно его поступок повлек такую реакцию, и что ему следует сделать, чтобы исправить ситуацию.
Если у ребенка возникли проблемы адаптации в первом классе, взрослым следует запастись терпением и помнить, что каждый малыш уникальная личность, развивающаяся по-своему. И кому-то нужно больше времени и внимания, чтобы преодолеть этот важный порог в жизни.
Администрация сайта для девушек и женщин «Мир для тебя» желает вам счастья.