Через неделю рынок пассажирских перевозок в Москве и области может кардинально измениться: 14 августа заработает новая цифровая система мониторинга такси. Власти уверяют, что это делается ради безопасности пассажиров, а также самих водителей: система будет принудительно отключать от заказов уставших таксистов.
Сами же таксисты готовятся к тяжелым временам. По их мнению, комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (сокращенно — КИС «АРТ») попросту оставит большинство водителей без работы, а цены на поездки взлетят до небес. «Это будет полный <непечатное словосочетание>», признались опрошенные «Русской Планеты» таксисты.
Как это будет работать
Все водители, сервисы такси и автопарки должны будут зарегистрироваться в системе. Каждый таксист получит уникальный ID. Зарегистрироваться не получится у нелегальных мигрантов, лиц моложе 23 лет или у кого недостаточный водительский стаж (менее 3 лет).
Каждый водитель будет иметь возможность работать в неделю максимум 40 часов, или 8 часов в день — собственно, как того и требует российское законодательство. При превышении лимита, система просто временно заблокирует водителя, и агрегаторы такси не смогут передавать ему заказ: база будет общей на всех агрегаторов.
Кроме того, водитель теперь будет обязан каждый день ехать и получать путевой лист, в котором должны стоять подписи врача о допуске на линию самого водителя и автомеханика — о допуске на линию автомобиля.
Чем недовольны таксисты?
Вообще, система должна была заработать еще 1 августа. Однако по настойчивым просьбам со стороны участников рынка, в частности, профсоюза «Таксист», ввод системы отложили на две недели.
С одной стороны, изменения кажутся не столь существенными. Тот же путевой лист и сейчас имеется в наличии у каждого таксиста. «У меня их дома столько, что можно комнату словно обоями оклеить», — признался в разговоре с «РП» водитель такси с большим стажем, житель Подмосковья (свое имя герой просил не публиковать). Сейчас такой лист — простая формальность: таксист просто покупает уже подписанные листы впрок, сам ставит нужную дату и спокойно едет работать. Теперь же он каждое утро обязан ехать в автопарк или в авторизованный центр, поскольку данные из путевых листов теперь надо будет заносить в систему.
Кроме того, водителей раздражает искусственное ограничение на работу не более 8 часов в сутки. «Если ты работаешь в таксопарке и машина не твоя, еще ладно. Но почти все ездят либо на арендованных, либо кредитных автомобилях», — продолжает рассказывать наш собеседник. «Каждый день я должен заплатить: за бензин, за аренду авто, за обслуживание машины, почти 30% с каждого заказа я отдаю агрегатору. Мы крутим баранку по 10-12 часов в день, если меньше — я буду работать в ноль, мне это будет невыгодно, я домой не принесу ничего, а у меня жена, ребенок, съемное жилье».
Водитель признался, что большинство его коллег по цеху просто найдут себе другую работу, если после ввода в строй системы будут возвращаться домой с пустыми карманами.
Другой водитель, уроженец Азербайджана, почти всю жизнь проживший в столице и заставший еще времена СССР, с горечью вспоминает перестроечные времена при разговоре с «Русской Планетой».