За чередой внешнеполитических новостей слегка потерялось известие о новой концепции по развитию Москвы: ее обсуждали 27 апреля в формате public talk на мероприятии под названием «Изменение архитектурного облика Москвы» в здании Центрального Телеграфа. И очень зря. Из всего сказанного экспертами, вырисовывается прямо-таки чудовищная картина: столицу уплотнят, добавят этажности (куда уж больше?), а на историческую ценность закроют глаза. «Русская Планета» разбирается, как будет выглядеть столица (спойлер: очень много небоскребов) и можно ли будет в этом жить.
«Москву ждут грандиозные изменения, сравнимые с 1930-ми» — так охарактеризовал грядущие планы по изменению облика столицы главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сейчас все, что выходит за пределы Третьего транспортного кольца, городом назвать сложно. И вот как это планируют исправить.
Больше высоток, больше жилья, больше экономии
Наверное, остальной России нужно напрячься от того факта, что Москву и впредь будут застраивать ударными темпами. Переводим на человеческий язык: все экономически активное население просто-напросто стянут в столицу, превратив ее в гигаполис, а за МКАДом – хоть трава не расти. «Нам никуда не деться от того, что город должен застраиваться», — заявил Кузнецов. И, поскольку территория города физически ограничена, строить будут «вверх».
«Город развивать вширь бессмысленно, потому что это нерационально и все знают, что это полная глупость. Поэтому город будет расти вверх. Будут неизбежно появляться интересные знаковые вещи, потому что то, что высоко и заметно, должно быть интересно».
Речь идет, между прочим, о массовом строительстве, а не об отдельных спорных высотках, уродующих облик города — от них еще как-то удается отбиться (правда, не всегда). Так что в довесок к неоднозначному Москва-Сити город получит целую россыпь кварталов, состоящих почти сплошняком из небоскребов. Строить их будут вдоль Москвы-реки – от гостиницы «Украина» в сторону Мневников, а также в Южном Порту. Выглядеть это будет примерно так:
А вот так в самом ближайшем будущем будет выглядеть Нагатинский затон: это уже не проект, даже квартиры продаются.
А это — один из проектов развития Северного Порта. Фотография с сайта cian.ru. Там, к слову, можно подчерпнуть немало подробностей о грядущем изменении столицы.
При этом на строительстве будут нещадно экономить. Где же выше обещанное «знаково», «интересно»? Не бывает такого при массовом строительстве, вот и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов это признает. «Мы понимаем, что от удешевления и рационализации процессов деться никуда невозможно». А значит, все эти красивые презентационные рендеры превратятся в мемасики из разряда «ожидание/реальность», вот увидите.
Я, откровенно говоря, боюсь уже ездить по городу: гигантские жилые комплексы растут с пугающей быстротой. Вот недавно оказалась у метро "Дмитровская" — там стоят три новенькие башни под 60 этажей. Смотришь на все это и думаешь: "Господи, куда бы уехать?"
— вопрошает в своем Facebook Людмила Лунина, автор журнала The Art Newspaper Russia, по итогам посещения этого самого public talk. Вот мы тоже каждый день ездим по городу, в особенности по новым районам, и на фоне нынешних бетонных коробок старые, советские спальные районы, понатыканные по тогда еще окраинам Москвы в 80-е, начинают казаться милыми, уютными и вообще приятными глазу.
Поразмышляв над грандиозными планами по переделке Москвы, на ум приходит несколько очевидных вопросов. Ладно, допустим, стоны об утере Москвой исторического ландшафта можно опустить — увы, в наше время этот аргумент растерял свою силу и на градоначальников с застройщиками не действует, ибо бабло, сами понимаете. Но вот где будут парковаться и по каким дорогам планируют ездить обитатели всех этих небоскребов?